вторник, 6 июня 2017 г.

Вот и лето пришло!

                                                               ИГРЫ С ПЕСКОМ

       
Песок – это удивительный, богатый своими возможностями материал, податливый и способный принимать любые формы.
        Сухой или влажный – он обладает разными свойствами, и познавая их, малыш открывает для себя новые горизонты развития. Например, сухой песок дети любят пересыпать из емкости в емкость, или на землю, наблюдая за этим нехитрым, но завораживающим процессом. Из влажного плотного песка – можно делать куличики, строить целые замки, мосты и города – играя в них небольшими фигурками. Ребенок учится различать и пользоваться двумя этими состояниями песка.
       Ребенок от года до семи лет проходит целую школу обращения с песком – от простого к сложному. Но, порой дети самостоятельно не могут одолеть этот путь, тогда он практически не интересуются играми в песочнице - а это важная для развития летняя забава! Поэтому в этих случаях - только взрослые могут помочь им поверить в свои силы и овладеть в совершенстве навыками «песочного строительства».

Почему полезны игры с песком?
          Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
          Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние.
         Игры в песочнице - одна из форм естественной деятельности ребенка. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, мы передаем в определенной форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
          Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Поэтому логопеды так любят рекомендовать игры с сыпучими материалами.
Очень полезно для развития речи:

  • рисовать пальчиками на песке;
  • пересыпать песок с ладошки на ладошку, с одного стаканчика в другой;
  • рыть ямки, погружать руки в песок;
  • искать в песке зарытые мелкие игрушки;
  • лепить руками из мокрого песка заборчики, домики, пирожки и т.п., очень хорошо украшать строения мелкими камушками, ракушками, щепочками и пр.
  • насыпать песок в ведерко лопаткой.
        Трогая руками песчинки, малыш развивает мелкую моторику рук, а определяя количество песка, которое нужно насыпать в формочки, развивает глазомер. Песок развивает творческие способности ребёнка и воображение. 
        Игры в песке развивают фантазию малыша. И неудивительно, ведь здесь проживается сказочная жизнь, строятся замки, башни. Уже давно известно, что игры в песке снимают психическое напряжение у ребенка. Да и, кроме того, малыш учится общаться с ровесниками, формирует теплые отношения с родителями. 
        Во время игры у ребенка нормализуется эмоциональное состояние, внутренняя гармония, он становиться более понятен самому себе. Также во время игры малыш присваивает себе различные роли, он может быть шоферов, поваром, врачом. А проговаривая вымышленные диалоги или давая просто комментарии, он развивает свою речь.
Какие инструменты понадобятся ребенку?
     Для игры с песком запаситесь песочным инвентарем: ведерками, совочками, лопатками, формочками в виде разных геометрических фигур и всяких цветочков и т.п., ситом, леечкой, подойдут и обыкновенные палочки и дощечки. Пригодятся и детские машинки, посуда, игрушечные животные. Не останутся без дела и игрушки, куклы могут «сторожить» детские постройки, «печь куличи», жить в построенных замках. У ребенка должно быть много игрушек, разного содержания, характера и разных материалов.
Песочные игры
«Я пеку, пеку». Первые творения малышей — это, конечно же, куличики. Ребенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Пирожки можно "выпекать" руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками кукол.
«Угощения». Детям предлагается сделать «кашу», разложить в кастрюли, тарелки, кормить кукол, зверушек (игрушки резиновые). Затем можно предложить приготовить угощения для членов своей семьи, сделать из песка булочки, пирожки. Для этого понадобятся формочки, чтобы насыпать в них песок и утрамбовать их рукой или совочком.
«Лепим формочки». Скажите малышу, что куклы, зайчики и мишки хотят красивого печенья. Помогите ему их «испечь». Пусть юный кулинар хорошенько «замесит тесто» ручками. Не забывайте смачивать песок, если он не достаточно влажный. Украсьте «выпечку»: посыпьте сверху сухим песком, прилепите лепестки цветов, сделайте дырочки тонкой палочкой, разрисуйте. Угощение готово! Можно устроить конкурс на самое красивое печенье.
«Лепим буквы, цифры, геометрические фигуры». Если у вас есть формочки в виде геометрических фигур, то вы заодно и формы выучите. Разыграйте с ребенком, к примеру, такую игру: в медвежьей семье едят только треугольные печенья, в заячьей — круглые, в кукольной — квадратные, а в собачьей — овальные. Предложите детям накрыть столы для каждой семьи в соответствии с их предпочтениями.
Можно и счету поучиться. Например, мишке мы испечем три куличика, зайке — два, а кукле Вале — четыре. Себе же возьмем по одному. Считайте и сколько вы лепесточков положили для украшения, сколько точек или полосочек нарисовали.
«Что лишнее?» В этой игре вы сами будете лепить куличи. Возьмите две формочки. Одну, например, в виде, киски, а другую — в виде собачки. Сделайте несколько собачек и одну киску. Скажите малышу, чтобы он нашел «гостя». Если ребенок постарше, лепите геометрические фигуры. Пусть среди одинаковых он ищет отличную от всех.
«Большой – маленький». Изучим с помощью игры с песком и понятие величины. Разрежьте несколько пластиковых бутылок (или возьмите разные ведерки). Пусть они будут разными по высоте. Для совсем маленьких ребятишек используйте для начала две формочки из бутылок. Эта игра поможет научить малыша разбираться в таких понятиях, как — большой, маленький, низкий, высокий, больше, меньше, выше, ниже, средний. Когда он научится в них ориентироваться, спрашивайте малыша, где самый большой кулич, а где самый маленький, какой выше, а какой ниже. Из трех разных куличей пусть выберет средний.
Оставляем следы. Предложите детям приложить к песку раскрытую ладошку. Пусть посмотрят, какой на песке остался след. Теперь можно оставить отпечаток на песке босой ножкой. Вот какие разные следы получились!
А теперь посмотрим какие следы оставляют пальчики. Пусть дети аккуратненько, по очереди приложат пальчики к песку. Называйте вместе с ними каждого братца по имени. Обратите внимание, что они все разного роста. Используйте слова «меньше», «больше», «ниже», «выше».
Затем, приложите к песку кулачки. Придумайте вместе с детьми следы каких-нибудь животных и птичек. Фантазируйте, может, вы даже «найдете» следы невиданных доселе животных?
Поиграйте в игру «как ходят животные». Одним пальцем – прыгают зайчики, тремя – бежит собачка, кулаком – слоник. Изобразите свои следы: для сравнения – от маминых ног – большие, малыша – маленькие. 
 «Роем норки». Возьмите с собой разных пластмассовых зверюшек. Предложите малышу вырыть для них норки. Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Обратите его внимание на то, что кому-то норка нужна длинная, кому-то широкая, а кто-то наоборот будет хорошо чувствовать себя в узкой норе. Домики можно делать и для игрушек - зайчиков, мышек, лисят, медвежат и пр.
Используйте понятия: ниже, выше, уже, шире, короче, длиннее, больше, меньше.
«Прятки, или угадай на ощупь». Насыпьте в ведерко сухого песку и спрячьте в него какую-нибудь игрушку. Ребенок не доложен видеть, кого вы там прячете. Пусть он запустит свою ручку в ведерко и наощупь попробует не только найти игрушку, но и назвать ее.
«Волшебная ладошка». Сделать отпечатки ладошек, палочкой дорисовать изображение. Скажите ребенку, что его ладошка — волшебная, в ней спрятано много разных персонажей.
Пусть ребенок приложит к песку свою ладошку и обведет ее прутиком. А теперь нужно внимательно приглядеться. И вот вы уже видите:
  • Петушка-золотого гребешка. Посмотрите-ка: большой палец это шея, а остальные — туловище и его хвост. Нужно только дорисовать голову с гребешком и сапоги со шпорами.
  • Осьминожка. Пальцы — это ноги, только чуть закруглить верх и изобразить голову.
  • Кленовый листок.
  • Лебедя. Нужно сложить четыре пальца вместе, а большой палец будет длинной шеей этой красивой птицы. Останется только, опять же, подрисовать голову.
  • Человечка. Если обвести ладошку и сложенные вместе четыре пальца, а большой чуть отставить в сторону, то, дорисовав вторую руку и голову, вы увидите маленького человечка.
Кого вы увидите еще, подскажет ваша фантазия.
Картины на песке. На ровной влажной поверхности палочкой, прутиком рисуются различные изображения животных, людей, зданий и т.п. Рисование палочкой, пальчиком (от мордашек до букв и цифр). Что будет изображено на вашей картине — зависит от возраста ребенка, площади песочного полотна и от вашей с ним фантазии
«Золотоискатели». Детям предлагается разбросать камешки по песчаной поверхности, спрятать, искать «золото», складывать в сито.
Брось камешек. В песке сделаны ямки, начерчена линия, у которой стоят игроки. У каждого – ведерко с камешками. Бросают по три камешка. Победителей угощают песчаными тортами.

 Играйте вместе и получайте удовольствие от игры с вашим ребёнком!
                       

                                                                 http://pchelki.estalsad12.edumsko.ru/articles/2

7 комментариев:

  1. Отличная подборка игр с песком, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий. Забавы с песком это удовольствие для детей сочетаемое с развивающими играми.

      Удалить
  2. Очень актуально в летний период. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комментарий. Игр с песком так не хватает детям зимой. Пусть наши малыши получают удовольствие от игр с этим природным материалом.

      Удалить
  3. Татьяна Николаевна, отличный практический материал и для педагогов и для родителей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ольга Анатольевна. На детских площадках достаточно песочного инвентаря и игрушек разного содержания, чтобы дети получили эмоциональное удовольствие от игр с песком.

      Удалить
  4. Татьяна Николаевна, отличный практический материал и для педагогов и для родителей!

    ОтветитьУдалить